Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Дали́ и Доме́неч маркиз де Пуболь родился 11 мая 1904 года в небольшом испанском городе Фигересе, вблизи побережья Средиземного моря. Отец Дали был городским нотариусом, влиятельным человеком в округе, а мать происходила из уважаемой барселонской буржуазной семьи. Дали был вторым сыном в семье, но его старший брат не дожил до рождения Сальвадора Дали и умер за 9 месяцев и 10 дней до рождения Дали. Покойного брата Дали звали, так же как и его, в связи с чем, он часто чувствовал себя «сыном-заменой». А в возрасте 5-ти лет будучи на могиле брата, родители сказали Дали что он реинкарнация своего младшего брата. Родители баловали маленького Дали и он вскоре научился этим пользоваться, став настоящим тираном.
Первые уроки рисования Дали получил в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В возрасте 15 лет его выгнали из монашеской школы за непотребное поведение. Не смотря на это он успешно сдал все экзамены и поступил в институт (законченное среднее образование), закончив его с отличием в 1921 году. Далее он поступил в Мадридскую Художественную академию. Вместе с друзьями из студенческого общежития Дали разработал собственную систему знаков и символов, например гниль или разложение символизируется разлагающимся трупом осла или муравьями, пожирающими мертвое тело. Саранча, которую так боялся в детстве Дали, так же стала символами на его работах.
Дали́ экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. Дали выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомиться с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро.
В 1929 г. Сальвадор Дали примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале (будущей жене художника), связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали́ на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз. Отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали́ послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
в 1936 году Дали́ ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали́ не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я»
Одна из самых известных картин Сальвадора Дали «Постоянство памяти», известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Размер картины 24х33 см. В пространстве на фоне скал мыса Креус помещена напоминающая амебу голова. На этом профиле с длинными ресницами расплываются карманные часы, слева виден охристого цвета цоколь, с которого тоже стекают часы. У заднего края постамента стоит мертвое дерево, на единственной ветке которого висят ещё одни мягкие часы. Контрастом к этим аморфным приборам в начале постамента расположены закрытые карманные часы, по которым ползают многочисленные муравьи. Муравьи да муха, сидящая на светло-голубом, будто наполненным водой, циферблате – единственно живые существа на этой мрачно-меланхолической картине. Каждый механизм показывает собственное время, так как реальное время в мире грез Дали значение не имеет. Наше прошлое сохраняется только в памяти. Часы растекаются, и даже твердые покрыты муравьями, которые у Дали являются символом гниения, то есть олицетворяют смерть. Одним словом всё созданное человеком оказывается на картине Дали переходящим, устойчивы только вечные мотивы пейзажа: скалы на заднем фоне, которые потому и сверкают так ярко. В них и покоиться настоящее постоянство памяти. Но содержание картины глубже. Дали толкова гибкие часы как символ четырехмерного непрерывного пространства (четырехмерного континуума, объединяющего три измерения пространства и одно измерение времени). Художник утверждает, что каждое тело обладает собственным временем, которое зависит от его развития и его энергетического состояния, а не от времени, измеряемого с помощью часов, так как оно приспосабливается к внешним обстоятельствам. В соотношении с вечностью пейзаж мыса Креус представляет собой в конечном счете чисто механический отсчет времени. Идея картины возникла у Дали после ужина, когда он наблюдал за остатками расплывающегося сыра камамбер и тотчас спроецировал его аморфные формы на пустынный пейзаж картины, над которой как раз тогда работал. Когда Гала впервые увидела картину, она, как говорят, воскликнула: «Тот, кто это увидит, не забудет уже никогда!» Со временем Мягкие часы превратились в символ дали и его творчества в целом.