Одна из самых известных картин мира «Мона Лиза» была написана великим итальянским художником, учёным, изобретателем Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи. Он родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано недалеко от Флоренции. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. В 1466 году отец отдает Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо.
В то время в Италии был расцвет эпохи возрождения, слабость феодальной системы в стране и выгодное географической положение привели к тому, что Италия стала первой капиталистической страной в Европе. Развитие торговли сопровождалось подъемом ремесел, появлению объединений ремесленников и купеческих гильдий. Появился новый социальный класс в обществе – буржуазия. Развитие науки приводит к тому, что первенство богословия над наукой сменяется верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мирилом истины. Так появляется понятие «гуманизм», которое признает ценности человеческой личности, его права на собственное развитие и проявление своих способностей.
Леонардо было суждено превзойти своего учителя, после чего Верроккьо никогда не брал в руки кисть. Картина Верроккьо «Крещение Христа» стала одной из последних его работ. Ангел слева (левый нижний угол) - творение кисти Леонардо.
В 1472 году Леонардо да Винчи стал членом Флорентийской Гильдии художников, а в 1478 году он открыл свою мастерскую. К тому Времени Леонардо уже был известным художником и ученым, поэтому часто выполнял заказы высокопоставленных лиц. В 1501 году он поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера, а уже в 1502 году возвращается во Флоренцию.
Над портретом «Мона Лиза» Леонардо работал четыре года с 1502 по 1506 год. Кого писал Леонардо?
Существует множество мнений и предположений, кто же все-таки был изображен на знаменитом портрете.
Самое распространенное мнение, что на картине изображена 25-летнея Лиза Жерардини – жена флорентийского магната, торговца шелком - Франческо дель Джокондо. Такой вывод был сделан со слов современника Леонарда Джожио Вазари. Вазари был художник, писатель и биограф, создатель известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Биограф писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, показывает до какой степени искусство может подражать природе и дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в этом произведении воспроизведены те мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватым нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Между прочим Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета держал людей, которые играли на лире, или пели, тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно придает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иною».
Почему возникаю сомнения? Всё дело в том, что Вазари никогда не был личным свидетелем написания портрета, Вазари было 8 лет, когда умер Леонардо, — он был большим фантазёром и зачастую грешил против истины, но писал живо и занимательно. Именно он заложил основу всемирной славы портрета Моны Лизы. Ему же картина обязана своим запоминающимся именем: «Мона Лиза Джоконда». Вазари также первым обратил внимание на главное «оружие» Джоконды — её улыбку. Она кажется одновременно притягивающей и отталкивающей, соблазнительной и отстранённой…
В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на полотне изображена герцогиня Констанция д'Авалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо.
Искусствовед и историк живописи из немецкого Леверкузена, после пятилетних исследований пришла к выводу, что прообразом Моны Лизы послужила знаменитая итальянская куртизанка эпохи Возрождения Катерина Сфорца, графиня Форли. А по версии Майке Войт-Луэрссен, немецкого историка искусств и большого знатока Ренессанса, Мона Лиза была Изабеллой Арагонской, герцогиней Миланской, представительницей одной из самых могущественных в XV–XVI веках в Италии семей.
Известный итальянский историк-искусствовед Роберто Заппери выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Леонардо призвал в Рим Джулиано Медичи - брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи - и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. В дальнейшем Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики Ипполито от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Такому выводу свидетельствует документ о посещении кардиналом Луиджи д'Арагона и его секретарем мастерской Леонардо да Винчи во французском замке Клу. Согласно документу, описывающему встречу кардинала и живописца, которые были давно и хорошо знакомы друг с другом, Леонардо показал гостю "множество своих манускриптов и только три полотна, одно из которых ныне висит в Лувре". "Леонардо сказал, что написал этот портрет по заказу Джулиано Медичи. Секретарь кардинала записал эти слова (да Винчи). С этой теорией так же согласен Крупнейший специалист по наследию Леонардо да Винчи, итальянец Карло Педретти.
Так же существуют предположения, что на портрете прообраз любимого ученика Леонардо Джиано Джакомо Капротти. Нравы эпохи Возрождения, были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы. Особым же расположением пользовался его слуга Джиано Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течении 26 лет. В пользу этой версии говорит и тот факт, что Леонардо оставил картину Джаконды именно ему в наследство, когда скончался в 1519 г. Поэтому еще одной версией является, что под женским обличьем Джаконды скрывается портрет Джакомо Капротти, а может Джоконда есть собирательный образ женского и мужского начала.
С помощью компьютерного наложения портрета самого Леонардо на портрет Моны Лизы были сделаны предположения, что Леонардо написал самого себя. Такое заключение сделали американские исследователи. Их изучение данного вопроса показало, что анатомические особенности лиц геометрически совпадают.
Вернемся к загадке самой улыбки. Кто бы не был изображен на портрете, её улыбка мистически действует на зрителя. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает абсолютно разные эмоции – от мягкого намека на улыбку до злой усмешки.
Российский и американский художник и скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Республики Адыгея, почетный доктор Университета Сан-Франциско Михаил Шемякин говорит, что: «Если человек знает искусство древней Греции, особенно архаической, то все специалисты знают, что знаменитая таинственная и загадочная улыбка Мона Лизы - это всего-навсего переведенная со скульптур архаической Греции улыбка курасов ("курас" в переводе с греческого – юноша). Этакая предрассветная зона состояния природы полуулыбка или блуждающая улыбка».
Специалисты в области медицины так же высказали свое мнение на счет загадочной улыбки. Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) предположил, наличие паралича лицевого нерва у Джоконды, а врач из Японии считает, что у Джоконды был высокий уровень холестерина, а свидетельство тому – «типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа». Американский стоматолог и эксперт по живописи Джозеф Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы и считает, что женщина на картине, потеряла много зубов.
На одном из сайтов мы нашли версию сходства улыбки Джоконды и улыбки Будды, кстати, прообраз Будды был принят с I – III века нашей эры.
Профессор психологии Флориан Хуцлер (Florian Hutzler) из зальцбургского Центра нейрокогнитивных исследований считает, что при взгляде на губы Моны Лизы их выражение кажется нейтральным. Однако когда зритель смотрит не напрямую на рот изображенной женщины, а, например, на ее глаза, начинает работать периферическое зрение, и те же самые мазки краски создают впечатление легкой улыбки. Флориан Хуцлер говорит, что такого эффекта Леонардо добился с помощью метода сфуматто, известным любому художнику как лессировка.
Как писал Джорджо Вазари: «оставляя позади себя всех прочих людей, он обнаруживает то, что в нем действительно есть, то есть дар божий, а не достижения искусства человеческого именно это и видели люди в Леонардо да Винчи».
Люди, жившие в ту прекрасную эпоху, эпоху «Возрождения», обладали большими знаниями и пониманием великолепного существования, природы, человека и мира. Уровень развития тех людей, а в особенности Леонардо да Винчи бесспорно вызывает восхищения. Пытаясь разгадать не существующие или существующие загадки, мы лишь больше заводим себя в тупик. Для него было очевидно то, что для нас является тайной. Единственная правда заключается в том, что его работа «Мона Лиза» остается недосягаемым для нашего восприятия произведением искусства.