Каждый начинающий художник живописец, сталкивается с определенными трудностями в получении корректного цвета для той, или иной ситуации в картине. Живопись дает полную свободу в плане замеса цветов, где одну и ту же цветовую гамму можно получить путем смешения множества разных вариантов красок. Безусловно, каждый ищет то, что ему подходит по его вкусу, удобству и видению цвета и чтобы облегчить путь рождения подобного навыка, мы поговорим об особенностях этого дела.
1. Теплое и холодное.
Если мы посмотрим на нашу внешнюю видимую реальность, то заметим, что везде прослеживается достаточно логичная система распространения света и следовательно цвета. В тени мы можем наблюдать холодные оттенки цвета, а на свету теплые. Зная эти параметры, уже можно достичь хороших результатов в достижении реалистичного изображения в плане цветов, но это еще не все. Так-же существуют рефлексы и полутона, где граница между теплыми и холодными оттенками размывается и становится на столько тонкой, что появляется риск уйти в грязь и кислотные оттенки. Это происходит в следствии того, что на палитре смешиваются слишком контрастные по своим свойствам цвета и в больших количествах, что дает грязные оттенки. Например при смешении холодных красок (Голубая ФЦ, Фиолетовая светлая, Ультрамарин, Бирюзовый, итд) с теплыми (Кадмий желтый, Охра, Неополитанская розовая…) мы в большинстве случаев получим мутные зеленоватые оттенки.
Все это говорит о том, что необходимо искать гармонию цветов по их свойствам и смешивать только те, которые в итоге дадут оптимальный для конкретной ситуации оттенок. Понимание этого приходит с опытом. Необходимо пробовать на совместимость разные краски и дозированно добавлять одну в другую, особенно если речь идет о смешении теплых и холодных оттенков.
2. Успокаивание цветов и благородство оттенков.
Наше зрение способно воспринять очень большое количество различных оттенков в природе и наша задача, как художников понять это многообразие и постараться передать его максимально точно. При этом в нашем арсенале находится обычно не более 15-20 красок, что усложняет этот путь. Для того, чтобы как можно более точнее, реалистичнее и богаче передать цвет того, или иного пятна, есть правило «Третьего цвета»… Смешав несколько красок и получив нужный оттенок, его нужно успокоить нейтральным по своим качествам цветом. Например рисуя яблоко, смешав Кадмий красный светлый, Кадмий желтый средний, белила и например Оливковый, мы получим правильный цвет пятна, но он будет слишком ярким и не естественным. Его необходимо успокоить и предать бархатности, благородства и сложности. Как-бы поймать эту завершающую ноту и добавить к примеру «Сажу газовую» что даст немного грязноты, но при этом полнее раскроет букет цвета сделав его более реалистичнее.
Проще говоря, необходимо избегать открытых, кричащих цветов и всегда мыслить отношениями сравнивая одни предметы с другими.
3. Нарушение пропорции и «Краска не вытягивает»
Наверное каждый художник сталкивался с ситуацией, когда при замесе какого-то цвета, он не может добиться той яркости и сочности, которая есть в натуре и тут есть два объяснения. Либо нарушаются пропорции в смешении (слишком много добавляется одного цвета, по отношению к другому), либо не вытягивает сама краска.
Когда речь идет о нарушении пропорции в замесе, то необходимо понять какой оттенок является главенствующим в пятне, и уже в зависимости от этого по не многу добавлять в него аккомпанирующие цвета, как-бы дополняя его и завершая. Все ошибки происходят из-за не корректного нахождения основного цвета и чрезмерного, или недостаточного добавления в него опосредованных цветов.
Так-же есть проблемный момент, когда сама краска не обладает теми качествами и свойствами, чтобы вытянуть искомый цвет. Например, рисуя яркие цветы, мы не сможем добиться той сочности, которой они обладают путем замешивания стандартных цветов. Например смешение краплака, голубой фц и белил, не сможет дать возможность дотянуться до яркости Фиолетовой светлой. Необходимо понимать, какая задача стоит перед вами и подбирать ту краску, которая сможет вытянуть цвет и добиться правильного оттенка.
4. Белила и сила цвета.
Белила, пожалуй единственная краска, без которой просто не возможно рисовать в масляной живописи. Вместе с этим очень важно понять, что белила делают цвета СВЕТЛЕЕ, но при этом жертвуя НАСЫЩЕННОСТЬЮ. Каждый раз, когда мы добавляем белила в цвет, мы забираем у него его сочность и в этом есть, еще одна особенность.
Каждая краска обладает своей силой и сопротивляемостью (насыщенностью и стойкость к замесу) Например, если добавить чуть белил в краплак, он тут-же теряет свою насыщенность и превращается в розовый. Ту-же самую слабость испытывает ультрамарин, который быстро приобретает белесость.
Теперь, если мы соединим все воедино, то приходит вывод, что если нам нужно добиться светлого и вместе с этим сочного цвета, то необходимо использовать те краски, которые будут усветляться белилами но при этом не терять, или мало терять своей сочности.
_________________
Замес цвета, это всегда нечто личное и трогательное… Когда художник пользуется «своими» красками которые он выбирал для себя на протяжении творческой жизни. Это свое видение, свои способы и секреты в получении того, или иного цвета. У каждого своя неповторимая палитра и чтобы создать ее, нужно просто рисовать и опыт подскажет именно ваш, никем не виданный, личный путь.
Рисуйте друзья и цвет в вас возымеет силу, которая будет сжимать сердца людей и доставать до потаенных уголков сознания.