Не многие художники понимают пользу набросков перед работой, но они бесспорно являются очень важным инструментом в нашем деле. Перед тем, как нарисовать натюрморт, гипсовую голову, или любую другую постановку нужно определиться с ракурсом и понять с какой стороны, под каким углом и точкой зрения будет наиболее выгодно смотреться композиция. Для этого необходимо увидеть ее на картинной плоскости и именно для этого необходимо взять альбомчик и сделать несколько зарисовок c разных ракурсов. Это даст не только более обдуманное и осознанное отношение к постановке, но и даст возможность прочувствовать и поиграть с формой предметов. После того, как необходимый ракурс найден, нужно приступать к основной задачи наброска, а именно решение композиционной задачи. Так как наброски обычно выполняются на маленьком формате, художник может за короткое время набросать предметы на листе и даже показать их тон.
Существует определенный способ ведения наброска и перенос его на основной формат (холста, или листа)
1. Поиск композиции. Вначале необходимо отчертить небольшой (прямоугольник) для того, чтобы задать формат. Если у вас квадратный холст, значит и очерчивать нужно квадрат. Очень важно не очерчивать его с краю, а сделать это ближе к середине для того, чтобы маневрировать и подгонять формат листа для наиболее выигрышной композиции. Речь идет о том, что набросав предметы на листе, мы можем корректировать линии формата. Например, вам не нравится, что слева осталось слишком много места (по закону равновесия необходимо добиться гармонии в пространстве вокруг предметов) Следовательно, мы можем убавить место слева (передвинув линию) или добавить справа. Тем самым мы имеем прекрасный способ корректировать композицию не завися от рамок формата.
2. Задавание тоновых отношений. Набросок также можно использовать, как начало работы над тоном. Где-то 5 градаций тона (Блик, рефлекс, падающая тень, собственная тень, освещенная часть) уже достаточно для общего понимания тоновых отношений в работе. Пожалуй, самое важное показать отношения между предметами и фоном и в последующем использовать это, как подсказку в основной работе. Само собой это касается также и работы с цветом, где мы уже можем показать основные отношения пятен и разобрать теплые и холодные оттенки.
3. Расчерчивание. После того как предметы удачно скомпоновались, нужно думать о том, как перенести вашу намеченную композицию на большой формат (основная работа) Для этого есть простой способ которым пользовались еще во времена Леонардо. Необходимо расчертить наш набросок в начале по диагонали (как справа, так и слева) Далее провести посередине вертикаль и горизонталь.
В итоге мы имеем понятие о том, где относительно наших опорных линий находятся все предметы. Если мы имеем сложную композицию, то можно поделить нашу работу еще на несколько горизонтальных и вертикальных линий. Далее необходимо расчертить уже нашу основную работу (холст, ватман) при этом повторив точно те лини, что мы делали в наброске. После этой работы остается перенести композицию на основной формат, опираясь на то, где относительно наших линий будут находиться предметы и пропорционально верно построить их. В конечном итоге, набросок будет использоваться не только в композиционном, но и в тоновом плане, куда можно подсматривать и вести работу с правильными светотеневыми отношениями.
Используя наброски в своих работах, мы проводим большую и осознанную работу по нахождению композиции, тона и цвета. Так делали и продолжают делать, все великие художники, осознавая важность и серьезность подготовительного этапа для дальнейшего сотворения произведения искусства