Натюрморт всегда есть и был одним из популярнейших направлений живописи и рисунка, как в учебной, так и в творческой практике художников. И конечно, натюрморт начинается с предметов, а точнее с композиции этих самых предметов на столе, или другой поверхности.
Для того, чтобы разобраться с этим необходимо обратиться к законам композиции, которые вмещают в себя определенные правила и законы компоновки предметов.
1. Равновесие.
Композиционное равновесие одно из основных правил жанра. Оно гласит, что предметы должны уравновешивать друг друга. Можно представить себе качели, на концах которых находятся предметы. По сути, они должны находится в горизонтальном положении, отклонения от которых дает перевес и композиционные сдвиги, которые приведут к дисгармонии. Если мы имеем большой предмет с краю, значит что-то должно его уравновесить (несколько маленьких с другой стороны) Подобно одежде, яркие атрибуты должны дублироваться, иначе будет слишком вычурно и пестро (Красные шнурки + красная рубашка)
Так же существует равновесие по цветам и тону. Когда мы подбираем предметы, они должны быть достаточно контрастными , как по тону, так и по цвету (Темное на светлом) (Яркое на блеклом) Безусловно речь идет не о кричащих цветах и максимально контрастной светотени. Но чтобы отработать объем и показать глубину необходимо подбирать предметы и драпировку как можно дальше от сближенных оттенков (если этого не требует художественный замысел) Сложность состоит в том, чтобы при этом натюрморт был в гармоничной цветовой гамме и предметы выглядели органично (как по временному и смысловому фактору, так и по фактуре).
2 Цвет драпировки.
Драпировка создает атмосферу и позволяет выявить объем. Этот фактор всегда нужно учитывать при подборе натюрморта. Каждый художник очень детально подходит к выбору цвета, фактуры, материала, рисунка и т.д.
Очень сложно что-то сказать на эту тему, так как комбинации цветов и тонов может быть миллионы. Но если мы обратимся к гениям натюрмортного ремесла, голландским художникам, то можно понаблюдать что всегда используются темные пастельно зеленые, синие, фиолетовые, коричневые и другие цвета драпировок.
3. Центр композиции.
Пожалуй, самое важное правило в натюрморте, это центр композиции. То, что притягивает зрителя и откуда начинается путешествие взгляда по картине. Существует несколько способов выделения композиционного центра...
1. Цвет. Создавая цветовой контраст между предметом в центре и остальными, можно достаточно четко и ясно обозначить главное и второстепенное. (Желтые груши с красной в центре)
2. Особенность фактуры и формы. Подобным приемом, как и цветом можно вычленить композиционный центр. (Целые лампочки и одна разбитая) (Засохшие цветы и свежий бутон)
3. Контрастные смыслы. При подборе предметов можно выделить один (несколько) отличающихся по смыслу и задумке. (Фрукты и овощ) (Ложки и вилка)
Техника Сфумато.
Еще в далеком 15 веке Леонардо да Винчи в своей знаменитой Джоконде оплатил ,пожалуй, самую сложную технику в живописи-Сфумато. Если приглядется к портрету, мы не увидим мазков. Словно само пространство и воздух слились в туманный лик девушки и создали тело без единой жесткой грани и контура.
Безусловно, подобного величия сложно сегодня достичь, но Леонардо подарил художникам возможность писать картины мягче, что особенно необходимо в телах вращения и выявлении перспективы.
Если очень внимательно посмотреть на шар, то его полушария уходят на столько плавно, что почти не возможно уследить за этим. Тоже касается бутылок, банок, кружек и т.д. Нам необходимо смягчать касание на концах (Растирая кистью, или пальцем контуры) Только в этом случае можно создать иллюзию закругления формы.
Штрих.
Одно из самых сложных техник является штрих. У каждого художника он свой, особый и неповторимый, но некоторые правила все же имеются.
1.Тушевка перед нанесением штриха.
В художественных школах всегда учат штриху с самого начала работы над изображением. В итоге очень сложно передать материальность предмета. Всегда на выходе мы имеем дерево.
Но, если мы говорим о взрослых художниках, то в начале они позволяют себе тушевку. Опираясь на тон предметов необходимо положить 1-1,5 тона на изображение и предать ему легкую "серость" Только после этого нужно начать штриховать. Это в разы делает работу более материальной и схожей с предметами натуры.
2. Мелкий и массивный штрих.
Существует правило, что в тенях и там где меньше всего видно детальность нужно штриховать более жирными и редкими линиями. И соответственно, где мы имеем явную детальность необходимо класть мелкий (частый) штрих.
3. Для выявления направления формы, необходимо класть штрих по форме предмета, будто бы гладя его и показывая куда сворачивает та, или иная плоскость. Нарисовав несколько работ с натуры и копий, этот навык приходит навсегда.
4. Четкость в направлении штриха.
Есть простое правило, не менять градус штриховки больше чем на 30% от первостепенного (начального) направления. Если этот градус будет превышен, то в итоге выйдет сетка, или лохматое сено. Всегда необходимо контролировать градус штриха.
5. Чистота штриха.
Наверное, каждый человек без художественного образования штрихует с заусенцами (крючками). Все это происходит из-за того, что проводя штрих вовремя не убирается карандаш, что приводит к закручиванию на концах. Необходимо четко и ритмично убирать его в нужное время. Так же при штриховке инструмент должен быть всегда идеально подточен и под ладонью необходимо держать лист чистой бумаги, чтобы не затирать изображение, а тушевка выполняется только тампоном, листом бумаги, или боком карандаша.
____________________________________________
Эти знания помогут вам начать, или продолжить выполнять работу правильно и академически верно, что добавляет профессионализма и может поднять качество вашей деятельности на принципиально другой уровень.
Рисуйте друзья неустанно и будет вам счастье и мастерство.