Изобразительное искусство, это богатейший вид деятельности вбирающий в себя огромную историю, стили, направления и технические подходы. Для того, что бы разобраться во всех тонкостях необходимо знать и понимать некоторые обозначения тех, или иных его форм. Давайте разберемся, что есть что в этом не легком деле.
1.Материалы.
Карандаш (графитный) – Инструмент для рисования на основе древесины с графитным стержнем. Может быть разным по твердости, где H-Твердый, B-мягкий, а цифра после буквы означает степень твердости, или мягкости.
Уголь – Материал на основе древесного угля. Имеет 3 основных разновидности- Угольный карандаш, уголь прессованный и уголь жженый. Относится к твердым материалам. Большой спектр использования.
Сангина – Материал на основе природного материала, по форме напоминающий тоненький мелок. Имеет оттенки от красного до темно коричневого. Относится к мягким материалам. Используется в портретах.
Соус – Инструмент близкий к сангине, как по форме, так и по мягкости. Есть возможность растворить и использовать, как краску. В основном применяется в рисовании портретов.
Гуашь - Краска на основе клеевых составов и пигмента (цветного порошка) добываемого из природных материалов. Имеет достаточно густое состояние и при рисовании разбавляется водой. Используется в основном при обучении.
Акварель – краска на основе различных природных клеящих и химических веществ. В первоначальном виде сухая, при добавлении воды становится водянистой. Вторая по значимости краска, после масляной.
Масло – Масляная краска имеет в своей основе пигмент смешанный с маслом. Один из основных материалов использующийся в живописи. Имеет достаточно густое состояние, разбавляется растительным маслом и разбавителем.
Ластик – Инструмент для стирания других материалов.
Клячка – Более мягкий ластик.
Холст – Формат для масляной живописи, в своем основании имеет подрамник и грунтованную ткань на которую наносится в последующим масляные краски.
Мастихин – Инструмент применяется в работе масляными красками путем размазывания и прижимания краски плоской поверхностью мастихина.
2.Теоретические обозначения.
Светотень – Различная градация распределения света и тени на поверхности предметов. Делится на:
Блик – Самое светлое пятно, куда свет падает наиболее интенсивно.
Освещенная часть – Освещенная часть предмета.
Собственная тень – Место на форме предмета, где образуется тень.
Падающая тень – Пространство, где форма предмета мешает распределению света.
Рефлекс – Отражение света от предмета на другие близлежащие предметы.
Тон – Градация света от самого светлого до самого темного.
Полутон – Переходный этап между светом и тенью.
Перспектива – Закон о перспективе объясняет нам то, как изменяется пространство по мере удаления от рисующего. Делится на два типа:
- Линейная перспектива (Говорит о том, как меняется форма предметов по мере удаления.)
- Воздушная перспектива (Говорит о том, что атмосфера земли по мере удаления становится менее прозрачной, что ведет к более легкому и дымчатому заднему плану).
Штриховка – Способ тонирования (раскрашивания предмета) путем нанесения отдельных линий находящихся близко друг к другу.
Тушевка – Способ тонирования основанный на равномерном распределении тона карандашом, углем и другими материалами.
Подмалевок – Используется в письме маслом для начальной проработки цвета и тона. Смысл подмалевка заключается в избавлении от чистого (слепящего) холста, дальнейшего достижения художественного замысла (просвечивании подмалевка) и первоначального заполнения этюда.
Имприматура – Первоначальный однотонный слой краски наносимый на белый грунт холста. Задает первоначальную цветовую гамму, что облегчает письмо.
3. Виды изобразительного искусства
Живопись – Повторение окружающей действительности во всем ее многообразии цветов, деталей и отношений.
Графика – Так-же повторяет окружающую действительность, но в монохромном цвете с помощью твердых и мягких материалов (Карандаш, уголь)
Гризайль – Выполняется красками. Отличается от живописи монохромным цветом (Разными оттенками одного цвета)
4. Виды ИЗО по манере работы.
Этюд – Быстрый рисунок, или живопись выполненная с целью изучения натуры.
Пленэр – Быстрый рисунок, или живопись выполняемая на природе с целью дальнейшей работы с этюдом в целях написания картины.
Набросок – первоначальная зарисовка основных частей и компонентов рисунка, с возможностью дальнейшей работ над наброском.
Работа от куска – После наброска работа ведется постепенно с каждой частью работы.
Работа от общего – После наброска художник работает над всей картиной сразу.
Лессировка – Многослойная живопись. Работа над картиной производится множественными прозрачными слоями для достижения глубины и большего объема. (Используется в масле и акварели)
Существует множество других законов и понятий в практике художников, но данного перечня достаточно для того, чтобы уверенно чувствовать себя в разговоре с педагогами и художниками касаемо основ изобразительного искусства.