Говоря о картине, мы представляем себе образ, рассказанный языком живописи, где художники обычно очень ярко, даже иногда гипертрофированно рассказывают сюжетом и композицией свои истории. Эти истории иногда очень разные, иногда похожие, но есть то, что никогда не повторяется и действует на человека очень загадочным и глубинным образом.
Это обволакивает нас, заставляет погружаться не в картину, а в нас самих, в наши ассоциации и чувственные образы прошлого, когда мы впервые увидели туман у бабушки в деревне, или первое чувство влюбленности.
У этого нет названия, или видимой материальной формы. Чувственное не может быть объяснено и написано руками. Мы, как художники можем лишь устремится познать это очарование и постараться найти в себе то, что рождает «Атмосферу»
Цвет, как основа.
В мире существует несколько источников, которые оказывают мощнейшее влияние на образные и потаенные впечатление человека, а именно звук и цвет. Мы не будем говорить о цветовом круге, контрастных и основных цветах. В вопросе атмосферы нужны мыслить глубже и понять, что есть цвет не с материальной точки зрения, но с подсознательной и образной. С той, что обволакивает человеческие ощущения и эмоции изнутри.
Ближе всего к этому вопросу подошли психологи, которые каждому цвету подобрали ту, или иную эмоцию и ассоциацию работая именно с подсознанием. Вот, что можно почерпнуть из их рассуждений.
Синий цвет, есть спокойствие, удовлетворенность;
Сине-зеленый это уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
Оранжево-красный олицетворяет силу волевого усилия, агрессивность,
Светло-желтый это активность, экспансивность, веселость.
Мы пойдем еще дальше. Выше указаны простые, естественные оттенки. Каждый из них по отдельности прекрасен, но даже если брать разные оттенки этих цветов, они не будут нести за собой «Атмосферу» из-за слишком простого и узкого спектра эмоций.
Другое дело конфликт, борьба и широта сложных цветов! Когда есть огромный спектр того, на что может отзвучать человеческое сердце.
Возьмем летний пейзаж с голубым небом. Он прекрасен и жизнерадостен своим умиротворением, чистыми и яркими цветами, но… Человек очень сложное существо, в жизни которого происходит миллиарды событий и он реагирует на них множеством чувств. Можно соглашаться с этим, или нет, но искусство и красота требует жертвенности, конфликта, борьбы и некого изъяна который по сути и воспринимается нами, как истинная красота. Когда мы пытаемся найти натуру для портрета мы ищем не человека с идеальной внешностью, мы ищем изъян, глубину и борьбу в глазах бабушки усеянными морщинами. Человек который хорош собой будет восприниматься нами, как летний пейзаж с голубым небом и именно изъян, будет воспринят глубже, чувственнее, «Атмосфернее»
Но что-же изъян в цвете? То-же самое, что и надрыв в глазах бедного старика. Это борьба теплых и холодных оттенков. Это сложные замесы цветов на палитре, которые имеют не однозначные оттенки. Именно такие картины заставляют нас остро чувствовать происходящее.
Юлий Клевер, Архип Куинджи, Саврасов, Васнецов и Шишкин. Все эти мэтры Атмосферы использовали сложные и даже грязные цвета, преобладают холодные оттенки, все немного гипертрофированно и чувствуется тот самый надрыв и борьба оттенков. Обычно пишутся или закат, или рассвет, как символ нового начала, или конца. Так-же контрастная погода и интересные атмосферные эффекты в виде тумана, лучей солнца итд.
Пробуйте экспериментировать и замешивать цвет полагаясь не на глаза, а свои потаенные чувства, и образы.
В этой статье мы лишь попробовали заглянуть за вуаль тайн атмосферы. Если вы хотите писать чувственные картины, нужно в первую очередь обратить внимание на цвет и начать именно с него. Так-же существует мотив, сами предметы обладающие той или иной энергетикой, освещение и многое другое, но это уже совсем другая история.