Если спросить, какой период в Русском изобразительном искусстве является самым богатым, мощным и, пожалуй, выступает главной предтечей классической живописи сегодняшнего дня, ответ будет однозначный и прямой: "Передвижники". Какая мощнейшая квинтэссенция человеческой мысли, красоты и беспредельной глубины сокрыта в произведениях Сурикова, Крамского, Репина... С какой любовью и трогательностью описана природа на полотнах Левитана... С какой точностью передан Русский лес на картинах Шишкина... Все это, является величайшим воплощением Русского духа и не было подобного времени во всей истории нашей страны и об этом времени пойдет речь...9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. Совет был непреклонен и художникам был дан отказ и с этого отказа началась история передвижников. Бунт четырнадцати... Те самые 14 лучших учеников покинули стены академии и организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». В сентябре 1870 г. учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 г. устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: Устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.».Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Особым успехом отличались картина: «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России.Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов. Также огромную роль сыграл коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок.Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм.
В состав Художников товарищества входили:
Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887)
Василий Григорьевич Перов (1834—1882)
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Ге Николай Николаевич (1831-1894)
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
Архип Иванович Куинджи (1841—1910)
Исаак Ильич Левитан (1860—1900)
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Валентин Александрович Серов (1865—1911)
Брюллов Павел Александрович (1840-1914)
Васнецов Виктор Михайлович (1842-1926)
Каменев Лев Львович (1834-1886)
Клодт Михаил Константинович (1832-1902)
Корзухин Алексей Иванович (1835-1894)
Кузнецов Николай Дмитриевич (1850-1930)
Куинджи Архип Иванович (1840-1910)
Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (1841-1910)
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)
Савицкий Георгий Константинович (1844-1905)
Якоби Валерий Иванович (1834-1902)
Помимо членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев,Ф. А. Чирко и др. Число участников-экспонентов на выставках всегда было больше числа участников членов Товарищества. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Это порождало противостояние в среде передвижников по линии старые—новые поколения, что, в условиях появления в начале века новых объединений художников различной направленности, вело к оттоку талантливой молодёжи. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников. На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями. Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, и, в изменившихся условиях, оказалась неспособной к обновлению. Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование.19 Век является одним из самых величайших эпох не только Русского, но и мирового искусства. Каждая картина этих великих художников является достоянием человечества и до сих пор не осознана величина и мощь гения, вложенного в эти грандиозные полотна.В память об этих великих художниках, каждую неделю, о каждом представителе того периода будет написана статья и будут прикреплены их лучшие произведения.
Почтим-же память тех, кто возвеличил и приумножил стократно великое Русское искусство, увековеча его на полотнах, достойных бессмертия, славы и безмерного восхищения...