Рубрика-"Секреты шедевров изобразительного искусства "Леонардо да Винчи-"Тайная вечеря".
Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Написана в 1495 году в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Прекрасный пример того, как величие художника отдало произведению долгую, прекрасную и трагичную жизнь.
-Произведение изображено на одной из стен трапезной. Художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим художник показывает, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
-Произведение было закончено в 1498 году. Размеры фрески 880 на 460 см.
-Леонардо пытался передать реакцию каждого ученика в трапезной, на слова Иисуса о том, что один из апостолов предаст его. Для этого, он ходил по окрестностям города и общался людьми, фиксируя в памяти и набросках их эмоции радости, печали удивления... Именно поэтому, лица людей и их движения выглядят так живо и сложно по композиции.
- Художник решил пойти на эксперимент и писать не по мокрой штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность редактировать произведение несколько раз. Для этого художник нанес слои смолы, гипса и мастики на стену, а затем писал по этому слою темперой. К сожалению, этот эксперимент стал губительным для произведения и уже через 20 лет фреска начала разрушаться. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.
-Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы. Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.
- Первая реставрация была в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности.
- В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки.
-Во время бомбежки во Второй мировой снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Даже сами люди, не только не берегли произведение, но и поступали с ним воистину ужасающе. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Немного позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов.
- В наше время, фреска покрывается некоторыми надуманными вещами, которые вводят в заблуждения людей. Знаменитый писатель Дэн Браун, например в своем произведении "Код да Винчи" утверждал, что существует заговор ранней церкви, чтобы подавить важность Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа (Якобы она была его женой). Утверждалось, что Леонардо был главой тайного ордена людей, которые знали правду о Магдалине и пытались ее сохранить. Один из способов Леонардо сделать это - оставить ключи к разгадке в своем знаменитом труде - в Тайной вечере. Наиболее значимым ключом, оставленным Леонардо, по словам Брауна, является то, что ученик, который именуется на картине как Иоанн - на самом деле Мария Магдалина. Человек, изображенный справа от Иисуса, имеет длинные волосы и гладкую кожу, что можно было бы рассматривать как женские особенности, по сравнению с остальными апостолами, которые выглядят немного более грубо и кажутся старше. Браун также указывает на то, что Иисус и фигура по правую руку от него, вместе образуют контур буквы "М" что символизирует "Брак" "Замужество" Конечно, искусствоведы и историки опровергают это особенностями той эпохи и тем, что Иоанн часто изображался женственным и молодым юношей.
-Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.
"Тайная вечеря" остается одной из самых загадочных и потрясающих своей невероятной историей и секретами произведений мирового изобразительного искусства. Кто знает, какие еще тайны заложил в свое произведение гений Леонардо да Винчи и может нам с вами повезет узнать об этом.